ВСЕПОЖИРАЮЩАЯ РЕЖИССУРА
                                                                                      "САРАНЧА" АНДЖЕЯ БУБЕНЯ

      Театр сатиры на Васильевском острове вчера открыл сезон премьерой спектакля своего нового главного режиссера поляка Анджея Бубеня по пьесе знаменитого сербского драматурга Биляны Срблянович "Саранча". С подробностями - ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.

      "Саранча" - дебют поляка Анджея Бубеня в "Сатире" в качестве главного режиссера. До этого в статусе приглашенного он ставил здесь мольеровского "Дон Жуана" и "Безумный день" Бомарше. До реконструкции зрительный зал "Сатиры" на Васильевском представлял собой вполне среднестатистическое театральное пространство. Нового руководителя театра это решительно не устроило. Едва пополнив когорту иностранцев, приглашенных стать главными режиссерами российских театров, он не только объявил курс на современную драматургию, которая, по справедливому наблюдению господина Бубеня, в Петербурге представлена скудно, но и затеял идеологическую реконструкцию зрительного зала и сцены. В итоге вышло тоже вполне традиционное, но уже для современного интеллектуального театра пространство. Сцена и спускающиеся к ней амфитеатром зрительские места как бы закольцованы друг на друга и объединены черным цветом. Для "Саранчи" это пространство подошло как нельзя лучше.

      Биляна Срблянович сегодня, пожалуй, самый известный сербский драматург. В России она прославилась главным образом постановкой Нины Чусовой "Мамапапасынсобака", в оригинале пьеса называлась "Семейные истории". В сущности, семейные истории рассказаны и в "Саранче". Режиссер говорит, что речь идет о мире, из которого ушла любовь. Это так и есть, но только отчасти. Что касается любви, она часто меняется с ненавистью, а потом вновь занимает свое место. Гею Фреди (Игорь Николаев) хватает ее, чтобы бросить своего маразматического, постоянно крадущего сахар отца (Виктор Шубин) на какой-то лесной опушке в надежде, что он заблудится. А потом, когда тот, как бессловесная собака (с некоторых пор папа перестал говорить), все-таки вернется к сыну, Фреди до конца дней самым бережным и нежным образом будет таскать его на своем горбу.

      А его сестре Даде (Наталья Кутасова) хватает любви и ненвависти, чтобы разрешать дочери ни в грош не ставить своего отца Милана (Дмитрий Воробьев). Работа у Дады безобидная, она комментатор погоды на ТВ, но все время неправильно показывает юг. И когда слабовольный и пьяный Милан в компании решается посмеяться над этим, чтобы взять хоть какой-то реванш за свое домашнее аутсайдерство, Дада самым жестоким образом его прихлопнет фразой о том, что она прекрасно знает, что юг - это там, где Косово и где он случайно убил двух человек.

      Пусть "Саранча" действительно состоит из нескольких жестких историй отчуждения, взаимонепонимания, одиночества. И диалоги здесь - это взаимные уколы и требования переписать денежные вклады на свое имя. Но тексты эти никак нельзя назвать чернухой, они написаны почти в абсурдистской традиции и гомерически смешны. Эту антипсихологическую природу пьесы Анджею Бубеню вполне удалось проявить. Художник Елена Дмитракова выстроила для спектакля черную деструктивистскую декорацию из панелей, напоминающих стены многоквартирных домов и системы прозрачных ширм. Игровая площадка разделена на два яруса. На нижнем разыгрываются все семейные скетчи. На верхнем истинные чувства и мысли героев подтверждает, уточняет, опровергает некий верховный комментатор с радиомикрофоном. Все это, конечно же, напоминает польский политический театр. Сербка Срблянович гораздо более политический драматург, чем это принято показывать в России.

      Только политика здесь шире актуальности. Моделируя деструктивные, изломанные отношения отцов и детей, "Саранча" говорит о деформации исторической памяти, о том, что распалась связь времен, о том, что сама этика отношения к собственному прошлому разменяна даже не на амбиции новых поколений, а на отрицание прав другого на существование. В этом ракурсе "Саранча", конечно, не комплекс психологических драм, а социальный диагноз общества, демонстрирующего парадоксальное единство в своем распаде и бессердечности.
                                                                                                                                          КОММЕРСАНТ  №198 (3774) от 27.10.07
                                                                                                                         http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=819326

АКТЕР  и  РЕЖИССЕР   ИГОРЬ  НИКОЛАЕВ.    ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ САРАНЧА