Марина Баринова, Театральный Петербург, 1-29 февраля 2008, №3-4
Вот оно - прекрасное далеко, о котором грезили герои А.П.Чехова в начале прошлого века! Их потомки собрались на острове посреди мелководья в специально оборудованном зале Театра Сатиры на Васильевском. Здесь персонажей поселили главный режиссер Анджей Бубень и художник Елена Дмитракова, первыми в Петербурге воплотившие на сцене пьесу Людмилы Улицкой «Русское варенье».      
       Небрежно прибитый портрет Чехова посматривает на героев Улицкой, которые пребывают в тени старого «генеалогического» дерева. Они хотели бы расположиться тут навсегда, но жизненного пространства осталось с гулькин нос, разруха заставит их бежать с острова. А пока к жилищу, готовому провалиться сквозь тряскую землю, можно пробраться по хлипким мосткам, соединившим академическую дачу с внешним миром. Пьеса, имеющая предуведомление «AFTERCHECOV» - отчаянно смешная фантазия на темы великого драматурга. Здесь есть три сестры, знающие немыслимое количество языков (Варвара - Татьяна Мишина, Елена - Ульяна Чекменева, Лиза - Надежда Кулакова). Мать семейства Наталья Ивановна (Наталья Кутасова) с утра до вечера стучит на машинке - зарабатывает переводами. Возможно, ее предтечей была Раневская из «Вишневого сада», которая наконец научилась считать деньги. Дядя Дюдя (Евгений Чудаков) одновременно похож на Гаева, на одинокого и бездетного дядю Ваню и на оставившего потомство Андрея, брата сестер Прозоровых, которые все мечтали: «В Москву! В Москву!» - и, видимо, переехали в Подмосковье. Старшая из сестер, Варвара, стала усердной богомолкой. Средняя - Елена Прекрасная, за неимением полковника Вершинина или доктора Астрова, бросается на шею Семену - Золотые Руки (Игорь Николаев). Ее законный муж, кришнаит Константин (Михаил Николаев), творит новые музыкальные формы с помощью компьютера. Домоправительница Мария Яковлевна (Надежда Живодерова) пытается всех накормить. Одна только Лиза, поздний отпрыск семейства Лепехиных (читай Лопахиных), - современная колючка, остро чувствует потерянность. Ну и так далее.        
       Режиссер вот уже во втором спектакле кряду выказывает абсолютное знание человеческой природы. Персонажи, будучи безусловно чеховскими, легко могут оказаться нашими знакомыми. Потому что мягкотелость, безалаберность, верность идеалам и мечтательность неизбывны в национальном характере. А самое любопытное, что перечисленные свойства меняют знак, в новых условиях их носители выглядят «тормозом» и «отстоем». Перед нами новейшие «лишние люди», редкие экземпляры, на свой лад усвоившие уроки Чехова. Раньше как было: ради народного блага шли работать на почту, в гимназию, и даже покинув родовое гнездо, сохраняли достоинство. Наши герои родились не вовремя. Работать в каком-нибудь офисе секретарем-референтом? Это не для них, знающих «много лишнего».        
       Полнота воспроизводимой на сцене реальности вызывает восхищение. При отличной ансамблевой игре все персонажи - близкие родственники по крови и по духу. И каждый - личность с высокой самооценкой, с собственными политическими, религиозными, житейскими убеждениями. Плюрализм в семействе Лепехиных достигнут полный и окончательный. Многоголосие складывается из параллельно звучащих голосов, которые соприкасаются только номинально, потому что надо как-то выживать. И этот замечательный комедийный прием сущностно отражает нас самих. В спектакле недостает, пожалуй, только «философических» дискуссий, которые, достигая пиковых точек, определяли бы ритмическую структуру.                  Островитяне действуют в противовес тем, кто, закусив удила, старается заработать на жизнь, но дачные раздолбаи, живущие в согласии с традицией, как раз и попустительствуют полной разрухе. Сначала отказала канализация, периодически стал гаснуть свет, потом исчезла вода в кране. Глядя на клонов чеховских интеллигентов, задаешься вопросом: как следует расставаться с недавним прошлым - смеясь или печалясь? Динамичный спектакль Бубеня все же склоняется к первому, каноническому варианту, грусть остается в подтексте.                        
       Во второй части спектакля можно уловить последние отзвуки лопнувшей струны. Ноев ковчег тает, разваливается на глазах. Почва в буквальном смысле уходит из-под ног Лепехиных, туннель метро пробивают как раз под домом. В ответ на это семья принялась дружно варить вишневое варенье и раскладывать его по баночкам, чтобы продавать в розницу. Но недотепам у Чехова обычно везет. В роли спасителя выступает старший сын Натальи Ивановны, Ростик, создатель компании «Ростинвест». Лопахин-Ростик любит раритетных родственников, уважителен к их ереси. Жаль только, что в исполнении Артема Цыпина крупный бизнесмен оказался «над схваткой», выведен из драматического конфликта. Как и его жена Алла (Елена Мартыненко), успевшая осчастливить человечество дамскими романами.                
       Деятельный Ростик придумывает новый слоган: «Хватит, поработали. Будем отдыхать!». Вместо садов повсеместно построим торгово-развлекательные центры. На земле отцов не будет ничего прекрансее Диснейленда! И его огни скоро засияют ярче «неба в алмазах». Наши герои благополучно переедут в новый коттедж, подаренный богатым родственником. Спасибо, что, уезжая, они забыли кошку, а не слугу Фирса.
«Русское варенье» в
Театре Сатиры на Васильевском
ОСТРОВ ЧЕХОВ

АКТЕР  и  РЕЖИССЕР   ИГОРЬ  НИКОЛАЕВ.    ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ