ОСТРОВ НЕВЕЗЕНИЯ              
      

Без Чехова отечественный театр никуда. Нет-нет, да и «всплывут» в репертуарах многострадальный «Дядя Ваня» или пущенный с молотка «Вишневый сад». Но редкий режиссер нынче относится к Антону Павловичу со священным трепетом: всяк пытается любыми путями оправдать его драматургию современными мотивами. Удачи редки. Казалось, оставили бы уж в покое судьбы русской интеллигенции. Да и где она - эта интеллигенция? В «Мерседесах», академических аудиториях или в собесовских очередях? Вопрос этот, очевидно, замучил и Людмилу Улицкую, сочинившую по мотивам вышеназванных пьес собственное «Русское варенье».                            
       На разваливающейся от времени и бесхозяйственности даче живет интеллигентский клан - мать семейства, многочисленные дети, родственники и приживалы. Живут на деньги от сдачи городской квартиры и материнские переводческие гонорары. Много разговаривают, мир не меняют, денег считать не умеют, пользы не приносят. Производительности - ноль. Все по Чехову - даже с цитатами. Только вместо дяди Вани - Наталья Ивановна (Наталья Кутасова), профессора Серебрякова заменяет модная писательница Евдокия Калугина (она же Алла - Елена Мартыненко), вместо Сони - Варя (Татьяна Мишина), Раневская превращается в пенсионера Андрея Ивановича (Евгений Чудаков), Лопатин «по совместительству» - сын главной героини Ростислав (Артем Цыпин), а забытого всеми на пепелище родового гнезда Фирса «дублирует» голосящая за сценой забытая кошка…
«В зачет» Театру Сатиры можно поставить три обстоятельства. Во-первых, Улицкая - это не только современная, но и умная драматургия. Во-вторых, постановка выигрышна визуально. В-третьих, особого внимания заслуживает игра всего актерского ансамбля. Соединение трех слагаемых дает спектакль о том, что интеллигенция, если она еще есть в России, обречена на гибель или перерождение. Точнее - кто не переродится, тот и погибнет из-за хронической оторванности от реальной жизни, в которой созидание - жестокая необходимость. Остров, на котором ютятся герои, - образный «синоним» чеховских усадеб или дачного мирка «Утомленных солнцем». «Страшно далеки они от народа…» - никто ничего дальше собственных мечтаний не видит и идти никуда не хочет…                   
       В конце бизнесмен Ростислав, которого к интеллигентам уже вряд ли можно отнести, перепродав без ума проданный пенсионером дом-развалюху, переселяет своих убогих родственников в каменный коттедж со всеми удобствами. Он исполняет заветное желание нашей интеллигенции - чтобы пришли и спасли. Но спасти героев «Варенья» невозможно: они погибнут и в доме с теплым сортиром. Погибнут, кичась своим островным положением в мире, который уже давно ставит деятельность выше непродуктивной духовности.                
                                                                                
                                                                            Екатерина Омецинская, «Новости Петербурга», 11 декабря 2007

АКТЕР  и  РЕЖИССЕР   ИГОРЬ  НИКОЛАЕВ.    ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ