Как-то получилось, что стало очень интересно ездить на Васильевский остров. Интересно, несмотря на обязательную давку в метро и толчею на Среднем проспекте. С приходом режиссера Анджея Бубеня Театр Сатиры из крепких «середнячков» вырастает в заметное театральное явление. Сейчас не буду говорить об «Антресоли» и «Инженерном театре АХЕ». Речь пойдет о главной сцене театра. Вернее об очередной премьере современной драмы на этой сцене. (Словосочетание «очередная премьера» звучит диковато, но в случае с Сатирой это оправдано).                  
       Людмила Улицкая создала сиквелл по мотивам знаменитой комедии Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Получилось «Русское варенье».               
       На этот раз зрительный зал развернули на 90 градусов. С крутого обрыва зрительских рядов нашему взору предстает озеро с небольшим островком посередине. Шаткие мостки соединяют этот, все еще обитаемый остров, с остальным миром. На острове живут Интеллигенты. Семья потомков того самого Лепехина-Лопахина - «новорусского культурного купца» образца начала ХХ века. Правда, родовой грешок не забыт. Пустил - таки «культурный слой» под топор вишневый сад Раневских-Гаевых. А правнук его, Лепехина, - Ростислав, «культурный» предприниматель наших дней, прадеду ни в чем не уступит. «Разрушим до основанья, а затем…» не в России придумано, но прижилось как нигде.                 
       Мы узнаем в подробностях всю столетнюю историю дома Лепехиных-Лопахиных, с момента покупки усадьбы Раневских-Гаевых. Улицкая не щадит своих «собратьев по классу».  Жизнь и принципы русской и, особенно, советской «интеллигентщины» - вечный предмет придирок и насмешек этих самых интеллигентов. А мы, зрители, уже погружаемся в жизнь, полную мелочных повседневных проблем и коммунальных дрязг и неурядиц: не работает унитаз, отключают свет, течет крыша… (Знакомо?) Всегда катастрофически нет денег, зато есть высшее образование…             
       Гибель дома-острова напоминает сегодняшнюю гибель бывшей имперской столицы - Санкт-Петербурга. Средств, содержать все это великолепие, - нет. Точнее - никто не дает. А так сразу  пустить родовое гнездо под нож бульдозера - вроде как-то неловко. Жители островка, как и жители нынешнего Петербурга, стойко переносят коммунальную блокаду и, как могут, борются за сохранение наследия предков, вопреки всякому здравому смыслу и экономической целесообразности. И так же, как петербуржцы наших дней,  проигрывают эту борьбу. Как в свое время был вырублен вишневый сад, так теперь на месте дачного поселка возникнет грандиозный Дислейленд. Надо заметить, что москвичи свою битву за Москву уже проиграли, так что для них пьеса Улицкой - недавнее прошлое, а для нас, петербуржцев - недалекое будущее. Прошлое, по Улицкой, - это отнюдь не «золотой век». Но в прошлом обнаруживается какая-то мудрость и гармония, которую настоящему еще предстоит обрести. Или потерять. А будущее зависит от этого обретения, или потери. Собственно, об этом и спектакль. И диагноз не радует.                
       Радует другое. Несмотря на то, что спектакль внешне сделан по всем законам «режиссерского театра», с четко прочерченными «силовыми линиями», неожиданными решениями и немалой долей эксцентрики, по сути, это явление актерского, ансамблевого театра.            
       Крепко «сделаны» роли представителей старшего поколения  Андрея Ивановича (Дюди) - (Евгений Чудаков), Натальи Ивановны - (Наталья Кутасова) и Марии Яковлевны (Макани) - (Надежда Живодерова). Именно на этих троих держится вся сложная конструкция этой современной саги о падении дома Лепехиных. Они точны и в рисунке роли, и в кружеве взаимоотношений с партнерами, достоверны и, в то же время, ироничны.  Самых теплых слов заслуживают Ростислав (Артем Цыпин), Варвара (Татьяна Мишина), Алла (Елена Мартыненко) и Семен - Золотые руки (Игорь Николаев). Эти артисты, что называется, «поймали кураж» и играют своих персонажей остроумно, тонко, прямо «по-чеховски».          
       А вот чудная задумка образа Елены в исполнении Ульяны Чекменевой осуществлена ровно на половину. Обезумевшая нимфоманка, тигрица  первых сцен превратилась во второй части спектакля во что-то неопределенно усредненное между верной супругой и замороженной рыбой. Неужели такова задумка режиссера? Константин - артист Михаил Николаев вместе с режиссером сотворили маленькое чудо, еще раз доказав, что нет маленьких ролей. Образ Константина - музыканта-неудачника и буддиста-ортодокса создан почти «из ничего». Улицкая, заявив о существовании этого персонажа - мужа Елены, как-то забыла наделить его характером и текстом… Пришлось этим заняться театру. По слухам, Улицкая довольна. Пока это только заявка на интересную роль, но с большими перспективами! Младшая дочь Лиза - очень недурная работа молодой актрисы Надежды Кулаковой, но и она имеет пространство для развития в ансамбле, где играет такой звездный состав.               
       Атмосфера «хорошей компании», издавна присущая спектаклям театра на Васильевском, сохраняется и в новых работах.            
       Так что советую потолкаться в метро на Василеостровской (на авто вам все равно не успеть прорваться через глухие пробки), чтобы после - вдохнуть воздух настоящего театра.
Я. Аникушин   (Алексей  Ильинский)

РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ

АКТЕР  и  РЕЖИССЕР   ИГОРЬ  НИКОЛАЕВ.    ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ